Иконы не идолы. Чем икона отличается от идола

Здравствуйте! У меня немного курьёзный вопрос: чем икона отличается от идола? Просто иногда ведутся споры о том, что икона и истукан - это одно и то же. Помогите мне в этом разобраться. Владислав.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Приветствую, Владислав!

Всё дело в отношении. И икона может стать идолом при неправильном к ней отношении. И вообще, всё, что заслоняет истинного Бога, что отвлекает от того, чтобы в нашей жизни Бог был на первом месте, может стать для нас идолом, как в буквальном смысле, так и в переносном. Я сам могу быть таким идолом, в том числе: «Самоистукан бых страстьми», как говорится в покаянном каноне преп. Андрея Критского.
А вообще икона – это только образ, и само греческое слово «икон» значит образ, изображение. Язычники, не знавшие истинного Бога, создавали себе различные изображения и считали, что через них они общаются с разными божествами, которые на самом деле были либо их фантазиями, либо даже олицетворениями сил сомнительного происхождения. Христиане же используют изображения Того, Кто на самом деле пришёл к людям ради их спасения, Кто стал видимым и слышимым для них, и поклоняются не изображению, а Самому Христу, а изображение в данном случае служит лишь напоминанием. Как фото ушедших от нас близких, которые могут нам быть дороги, но от этого идолами они не становятся.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Однажды в Германии мне один лютеранин очень надоел. Говорил мне: «Вы кланяетесь иконам всяким, мощам. Что вы, язычники?» Так мне говорил. А я их знаю, немцев. Я улыбнулся и говорю: «Слушайте, извините, у вас нет фотографии вашей семьи»? Он: «Ой, есть, конечно». Тут же достает и показывает мне. Я говорю: «Ой, какая у вас жена симпатичная! Ой, какие у вас очаровательные дети!» А затем говорю: «Бросьте эту фотографию и растопчите её ногами!» Он: «Вы что, с ума сошли»? Я говорю: «Так это же бумажка, это же бумажка, вы что? И вы эту бумажку так почитаете, да? Я удивлен вами. Что это вы так?» Он на меня смотрит, ничего понять не может. Я думаю, что ему это на всю жизнь урок. Теперь он не будет говорить, что мы поклоняемся иконам. Не иконам мы поклоняемся.

Я ему еще сказал, когда хвалил его семью: «Вы, наверное, еще иногда целуете фотографию?» Он: «Да, целую иногда фотографию». В общем, поймал бедного лютеранина. Вот так. Мы в каком смысле почитаем икону? Не потому что это какие-то «боги». Это образ тех… Это святые же, Господи! Да если бы пришел сейчас к нам такой святой, и мы бы знали… Перед ним с удовольствием пал бы на колени. Вот, подумайте… С Серафимом Саровским сейчас бы встретиться! Подумайте только! Мы не можем встретиться, но хорошо хоть икону его поцелуем. Вот. И больше ничего.

Это образы тех, о ком церковь говорит, что они достигли духовной свободы. Вот они действительно святые люди. Вот они… если хотите… наши идеалы, идеалы земные. Вот они осуществили этот идеал богоподобия. Вот так. Так что с фотографией очень хороший пример, я думаю. // А.И. Осипов

Иконы не идолы.
Иконы и Идолы - это две абсолютно разные вещи, которые сравнивать просто недопустимо.

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5:6-9).
Как видим, Бог не запрещает священные изображения имеющие отношение к Нему, но налагает запрет на изображения идолов («других богов»).

Между иконой и идолом есть существенная разница. За идолом нет никакой духовной реальности, а за иконой стоит подлинная личность. Более того, молитва язычника чаще всего обращена не к духовной стороне, а к самому предмету.
Пророк Исайя пишет: «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".» (Ис.44:17)

Молитва перед иконой имеет существенную разницу. Православный христианин не обращается к дереву с красками, не считает дерево воодушевленным предметом, а изображенный образ, изолированным от первообраза. Икона помогает собраться, настроится на нужный молитвенный лад и возвысить свой ум к Богу. Говоря – Господи Иисусе – мы обращаемся не к дереву, но к Личности Спасителя изображенной на ней. Поэтому между идолом и священным изображением нет никаких параллелей.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Иконы это идолы - Обычно после такого аргумента следует предложение прочитать вторую заповедь - «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли не поклоняйся им и не служи им » (Втор.5:8-9). Но правильно ли предлагать аргумент, вырванный из контекста? Что бы понять, о чем тут идет речь, нужно читать не с восьмого стиха, а с шестого – «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им » (Втор.5:6-9).

Как видим, Бог не запрещает священные изображения имеющие отношение к Нему, но налагает запрет на изображения идолов («других богов»). В противном случае протестанты и свидетели Иеговы больше всех нарушили эту заповедь, потому что в каждом их издании есть изображения Христа.

Между иконой и идолом есть существенная разница. За идолом нет никакой духовной реальности, а за иконой стоит подлинная личность. Более того, молитва язычника чаще всего обращена не к духовной стороне, а к самому предмету. Пророк Исайя пишет – «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой" .»(Ис.44:17) Молитва перед иконой имеет существенную разницу. Православный христианин не обращается к дереву с красками, не считает дерево воодушевленным предметом, а изображенный образ, изолированным от первообраза. Икона помогает собраться, настроится на нужный молитвенный лад и возвысить свой ум к Богу. Говоря – Господи Иисусе – мы обращаемся не к дереву, но к Личности Спасителя изображенной на ней. Поэтому между идолом и священным изображением нет никаких параллелей.

Именно об этом и писал пророк Иеремия – «Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, - говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!" Где же боги твои, которых ты сделал себе? - пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда .» (Иер.2:26-28).

Идолы это плод фантазии человека, которым успешно пользуются темные силы. Оттого и говорит апостол - что идол в мире ничто (1Кор 8:4). То есть идол это образ, не имеющий первообраза, действительной реальной личности. Подобного сказать об иконе мы не можем, потому что изображаем реальную личность.

При детальном изучении Библии можно увидеть, что наряду с запретом, данным во второй заповеди, идут указания Творца на создание икон Херувимов на ковчеге и стенах скинии и т.д. Ведь Бог не может противоречить Сам Себе. Ответ очевиден – речь идет о запрете священных изображений языческого характера, но не священного.

Святая Церковь от первых дней имела различие между священным изображением и идолом. К примеру апостол Павел в послании к Коринфянам пишет что идол это ничто (1 Кор.8,4), а в послании к Евреям рассказывая об устройстве скинии пишет - «херувимы славы » (Евр.9,5).Отрицать, что Павел различает эти два предмета нельзя.

Не стоит напоминать об особом и трепетном отношении евреев к храму, но стоит упомянуть о том, где были размещены священные статуи - «И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом.» (3Цар.6:27) Взглянем на это с другой стороны. Если всякое изображение духовной личности является идолом, поместили бы евреи статуи херувимов в самом почитаемом месте? Ответ очевиден.

Итак, рассмотрим заявленный аргумент через призму изложенных тезисов:

1) Вторая заповедь запрещает изображения языческого характера, а не священного.
2) Между иконой и идолом отсутствует параллельная связь. Язычник при молитве обращается к предмету, а православный христианин к личности, изображенной на предмете.
3) Бог запрещает языческие изображения, запрета же на священные изображения нет. Напротив, Творец Сам повелевает создать священные иконы реального духовного мира. (Иконы Херувимов)
4) Иудеи, как и первые христиане, имели четкое представление о разнице между иконой и идолом.

Есть ли различия между идолом и иконой? Как видим, есть, было это различие у евреев, есть оно и у нас. Икона это не идол, как ошибочно считают иконоборцы. Идол - ничто, потому что никакая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз, реальную личность. Православные не почитают образ отдельно от изображенной личности, потому что именно такое почитание называется идолопоклонством, которое не имеет ничего общего с иконопочитанием.

Анатолий Баданов

Не является ли почитание святых икон нарушением второй заповеди Божьей, которая гласит "Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им."

А мы ставим перед иконами свечи, воскуряем перед ними кадила, молимся им и служим молебны! Не только отдельные верующие люди, но целые религиозные концессии, такие например как протестанты обвиняют православие в идолопоклонстве, я не говорю уже о различных сектах!

Однажды простой сельский батюшка помимо своей воли был втянут в спор об иконах с каким то протестантом, хорошо подготовленным в вопросах богословия человеком, который как раз и утверждал, что поклонение иконам в православии есть идолопоклонство. И доказывал он это свое утверждение столь убедительно, что вокруг стоящие и слушающие этот спор люди православной веры даже заколебались - а не правду ли человек говорит? Тем более что он то и дело наизусть сыпал цитатами из Священных писаний.

Батюшка слушал его слушал да и протянул протестанту библию и предложил швырнуть ее на пол и попрать ногой. Протестант с недоумением уставился на него, а батюшка пояснил - "Если по вашему икона лишь доска размалеванная красками, то и библия ведь тоже всего лишь листы бумаги сшитые вместе и если в иконах нет никакой святости и к ним не надо относится с благоговением, то и в библии святости нет. Так швырните ее на пол и растопчите! Не создавайте себе кумира согласно Второй заповеди Божьей на которую вы так усердно ссылаетесь!"

Естественно протестантский богослов не мог такого сделать! Сама мысль о таком кощунстве повергла его в смятение! А батюшка сказал - " Вы не можете так поступить, потому что глубоко преклоняетесь перед Божественным откровением записанным в Святом писании и потому благоговейно относитесь и к тем листам бумаги на котором оно написано. Но если мы любим Бога и его угодников, то как мы можем не относится с почтением и благоговением к их изображениям, ведь иконы это тоже слово Божие только записанное не словами, а художественными средствами, иконами, которые суть ничто иное как картины, подобно тому, что библия - суть книга.. И иконы, точно так же как и библия учат нас слову Божию, какими мы должны быть, чтобы спастись, но учат не через слова, а через запечатленные на них образы."

Эта мысль, что иконы ничто иное как образная передача Божественного откровения настолько поразила протестантского богослова, что он замолчал, тихо поблагодарил батюшку и удалился в задумчивости.

Является ли икона идолом?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте разберемся с самим этим понятием - идол. Что такое идол? Идол - это изображение божества, которого не существует, но которое представляют как существующее и ставят его на место истинного Бога. Идол это обман, мошенничество, подтасовка, ложный образ ложного божества, сатанинская хитрость с помощью которой бесовские силы отклоняют человека от истинного Бога, лишая его спасения души!

Святой апостол Павел сказал: "идол есть ничто в мире и нет другого Бога кроме Единого Бога!" (1 Кор. 8:4). И вот это "ничто" претендует на то, чтобы быть Богом! Цель идола - отнять славу которая принадлежит истинному Богу и присвоить ее себе, чтобы отклонить суеверных людей от путей спасения! В библии прямо сказано - " за идолами кроются бесы" (Ис. 42:8). Через уста пророка Исайи Бог сказал нам: "Я есть Господь, это Мое имя, и не дам славу Свою другому, и не дам хвалу Свою истуканам.".

И вот теперь нам становится ясен смысл второй Божьей заповеди, через нее Господь нам внушает чтобы мы не отпадали от веры в истинного Бога. Кто создает себе кумира и молится ему как Богу, и считает его Богом, тот оскверняет славу истинного Бога и становится идолопоклонником.

Не такое ли богоотступничество вершим мы, православные христиане, когда в храмах своих молимся перед иконам? Конечно нет! Ведь мы не почитаем иконы ради них самих, а почитаем их только ради священных образов на них представленных. А сами иконы не представляют нам, подобно идолам, нечто не существующее в действительности, а изображают нам события реально происходившие или лица реально существующие. Икона не обманывает нас, а говорит нашему сердцу только истинное и верное!

Идол выдает себя или выдается идолопоклонниками за божество. А икона не есть Бог, она образ, который нам представляет Бога, ангелов, святых в доступных нам символах или икона это картина изображающая различные священные события описанные в библии.

Идол отклоняет человека от истинного Бога, а икона, напротив - приводит к Нему. Идол говорит - почитай меня, я твой Бог, а икона, напротив - учит почитать и любить Бога и в этом икона подобна священному откровению Божьему записанному в библии.

Святые иконы есть ничто иное как понятное каждому верующему наглядное Евангелие для народа, живое поучение для того, кто любит Господа и Его святых!